Конференция:
"МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ РОБОТОТЕХНИКИ"

 
16-17 апреля 2015 года
Тема 2015 года:
"STEM и образовательная робототехника"

 
Телефон:
+7 (499) 346-71-03
e-mail: konf@raor.ru
 

Секция: МОСКВА: Образовательная робототехника, как элемент STEM-образования

Соревнования как инновационный метод мониторинга успешности обучения робототехнике в школе

Сорокин С.С.

Чувашский государственный университе
Чувашская Республика/Чебоксары 
 

Одним из средств активизации и систематизации робототехники в школе – является соревнование. Статья описан опыт организации соревнований по робототехнике в Чувашской Республике

С 2012 в России реализуется программа обучения школьников в профильных инженерно-технических классах. В соответствии с этой программой были закуплены и распространены робототехнические комплексы LegoMindstorms. В Чувашии, например, из 600 школ в 124 школах получили подобные комплекты. Однако место и назначение таких комплектов в процессе обучения достаточно неясно. Робототехники нет ни в одной школьной дисциплине. Вместе с тем робототехника обладает большим дидактическим потенциалом: при сборке и управлении роботами развивается мелкая моторика рук, дети в игровой форме знакомятся с современными визуальными методиками программирования, но, главное, дети выходят из виртуального мира в реальный, что особенно актуально при  повсеместном увлечении школьников компьютерными играми.

Одним из средств активизации и систематизации робототехники в школе – является соревнование. Наиболее заметной в области организации соревнований по робототехнике является Автономная некоммерческая организация «Научно-методический центр "Школа нового поколения"», оператор Программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России», реализуемая с осени 2008 года Фондом «Вольное Дело» в партнерстве с Федеральным агентством по делам молодежи при поддержке Министерства образования и науки РФ и Агентства стратегических инициатив. Цель Программы: помощь в формировании инженерно-технического корпуса для российских предприятий, воспитание специалистов, обладающих лидерскими качествами, современным инженерным мышлением, способных решать сложнейшие задачи в высокотехнологичных отраслях экономики страны.

Задачи Программы: 
  • Вовлечение детей и молодежь в научно-техническое творчество, ранняя профориентация;
  • Обеспечение равного доступа детей и молодежи к освоению передовых технологий, получению практических навыков их применения;
  • Выявление, обучение, отбор, сопровождение талантливой молодежи;
  • Продвижение и обеспечение реализации профессионального потенциала и лидерских качеств.

Программа «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» - единственная в России система многокурсового непрерывного обучения в сфере высоких технологий для детей, подростков и молодежи» и включает в себя следующие возрастные ступени и мероприятия:

  • школа 6-9 лет - проект Jr.FLL (JuniorFIRSTLEGOLeague) на базе конструкторов LEGO;
  • школа 9-18 лет – проект FLL (FIRST LEGO League) на базе конструкторов LEGO NXT;
  • школа 14-18 лет – проект FTC (FIRST TechChallenge) на базе конструкторов TETRIX;
  • техникум, колледж 14-18 лет – проект FTC (FIRST TechChallenge) на базе конструкторов TETRIX;
  • ВУЗы 18-25 лет – проекты ABUROBOCON, ELROB с использованием различных профессиональных наборов технических компонентов.

Потенциал Чувашской Республики в этой области велик. Для стимулирования деятельности учителей и детей первым этапом роботехнических соревнований является «Hello, robot!». В эти соревнования могут входить небольшие отдельные соревнования, такие как биатлон, траектория движения (гонка по линии), кегельринг, лабиринт, сумо. Такие соревнования позволяют развивать интерес к робототехнике, к основам конструирования и показывают, как математические формулы могут работать на практике. В Чувашской республике в 2013-2014 учебном году были проведены четыре соревнования среди школ, получивших комплекты оборудования. Соревнования были по кегельрингу, гонка по линии, лабиринт, сумо. Для организации соревнований и семинаров в Чувашии были использованы лидирующие в этом направлении образовательные учреждения: МАОУ «Гимназия №5» г. Чебоксары, МБОУ «Гимназия №8» г. Шумерля, МБОУ «Янтиковская СОШ» Янтиковского района, МБОУ «СОШ №13» г. Новочебосарск. Всего в соревнованиях и семинарах приняли участие 56 учителей и более 200 школьников.

Под эгидой и финансовой поддержке Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики был создан Центр молодежного инновационного творчества. Закуплены комплекты роботов TETRIX, Fisher, анероидные роботы. Для любителей нестандартных устройств было приобретено лицензионные программное обеспечение для конструирования и моделирования в комплекте с мощными компьютерами, а также комплекты оборудования: фрезерные станки, 3Dпринтеры, станок лазерной резки, профессиональное паяльное оборудование и множество ручного инструмента. Удобное расположение - машиностроительный факультет Чувашского государственного университета им.И.Н.Ульянова - делает Центр популярным местом технического творчества и дает студенческой молодежи возможность активно включиться в соревновательную деятельность. Площадка Университета не только предоставляет возможность познавательно-игровой формы досуга молодежи, но и получение новых инженерных специальностей, востребованных на современном рынке труда.

Использование робототехнических комплексов возможно не только на соревнованиях, но и при преподавании общеобразовательных дисциплин, таких как, математика, физика, информатика и др. Считаем, что робототехника в системе общего и высшего образования делает первые шаги, но имеет большое будущее.


Скачать доклад


© РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ
Тел.: +7 (499) 346-71-03
info@raor.ru

Создание сайта: Илья Осипов