Конференция:
"МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ РОБОТОТЕХНИКИ"

 
16-17 апреля 2015 года
Тема 2015 года:
"STEM и образовательная робототехника"

 
Телефон:
+7 (499) 346-71-03
e-mail: konf@raor.ru
 

Секция: МОСКВА: STEM и развитие технологической компетентности обучающихся в общем и дополнительном образовании

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАК ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ РЕБЕНКА

И.А. Малько, Д.А. Коробейников

Центр развития творчества детей и юношества
Липецкая Область/Липецк 
 



На современном этапе модернизации российского образования одной из приоритетных задач является повышение качества непрерывного образования на всех уровнях, расширение возможностей образовательныхучреждений в творческом развитии ребенка, формировании его самоопределения, раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности,готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Этообусловлено изменением социально-экономической ситуации в обществе, потребностьюгосударства в профессиональной компетенции, устремленности,предприимчивости молодых граждан.ребованным на рынке труда.

Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничногоразвития личности. Определение образовательного маршрута для эффективногопрофессионального самоопределения старшеклассника, помощь ему в выборепрофессии в соответствии со склонностями и способностями,потребностями, возможностями и ценностными установками. Особое место вреализации профильного обучения отводится системе дополнительного образования.


Большинство педагогов дополнительного образования работает по авторским программам, составленным в соответствии с требованиями Министерства образования и науки и включающими в себя оригинальный материал и мотивацию той или иной деятельности.
Инновационное развитие экономики сегодня неразрывно связано с развитием образовательной среды, в том числе и  с  развитием технического творчества детей и молодежи.   

Одним из наиболее перспективных и востребованных направлений технического творчества сегодня у детей и молодежи по праву считается робототехника.   

Именно поэтому  в последнее время    заметно вырос интерес к образовательной робототехнике, уникальность которой заключается в возможности объединения конструирования и программирования в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания математики, физики, информатики, черчения и естественных наук с развитием инженерного мышления через техническое творчество. 

Авторские образовательные программы в учреждении дополнительного образования детей - одна из наиболее эффективных форм реализации допрофессиональной подготовки. Так, Г(О)БОУДОД Центре развития творчества детей и юношества реализуется комплексная программа «Робототехника».В основе содержания и структуры программы лежит концепция допрофессионального образования – освоение юными техниками ремесла на базе творческой деятельности. Новизна данной программы заключается в целостности системы формирования знаний, умений и практических навыков в области робототехники. Программа включает в себя как разделы, предусматривающие непосредственное усвоение знаний по конструированию, сборке и наладке робототехнических устройств, так и разделы, формирующие общие компетенции ученика (работа в коллективе, организациярабочего места, трудовая дисциплина и т.д.). Практические задания составлены таким образом, чтобы активизировать творческое самовыражение, самореализацию и саморазвитие личности ребенка.

Этапы, определяющие стратегию и тактику решения поставленных задач в дополнительной общеразвивающей программе «Робототехника»: 
  • первый этап (возраст 6-12 лет) формирование у учащихся через игру устойчивого интереса к области проектирования машин и механизмов различной сложности. Для этого используются учебные наборы ЛЕГО-Перворобот и набор «Физика и механика».
  • второй этап (возраст 12-14 лет). В ходе подготовки и участия в различныхспортивно-технических мероприятиях у учащихся формируются знание, опыт и\первичные навыки решения технических задач в условиях ограниченного времени. В\ходе анализа достижений учащихся возможны рекомендации по дальнейшему углубленному изучению определенных областей знаний в области робототехники.
  • третий этап (возраст 14-16 лет). Формирование у учащегося навыков проведения исследований и оформления их результатов. Это позволяет учащемуся в дальнейшем легко адаптироваться при поступлении в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования.

Для обеспечения работы объединения используется лаборатория, оборудованная базовыми робототехническим конструкторами и  необходимой компьютерной техникой. Предусматриваются проектные работы по созданию 3D-моделей и их изготовление с помощью специального технологического оборудования.

Отличительной особенностью данной программы является ее направленность на конструирование и программирование, а также на умение анализировать и сравнивать различные модели, искать методы исправления недостатков и использования преимуществ, приводящих в итоге к созданию значимой конкурентоспособной модели.

Содержание программы позволяет учесть возрастные и индивидуальные особенности учеников, а также особенность их деятельности по освоению конкретных технических дисциплин (проектирование, сборка механизмов, программирование, наладка) и способов её усвоения в процессе совместной деятельности педагогов и обучающихся.

Содержание и организация учебно-исследовательской деятельности, предусмотренной в Программе, способствуют профессиональной ориентации старшеклассников, предоставляют возможность приобретения практического опыта исследовательского саморазвития, выраженного исследовательскими компетенциями.

При проектировании учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в науке. Эта модель предусматривает наличие основных этапов, обобщенных в виде дорожной карты, характерных для исследования в научной сфере, независимо от предметной области: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Мотивационным компонентом выступает вовлечение старшеклассников в участие в конференциях с докладами и презентацией своей работы, участие в соревнованиях и чемпионатах. 

За короткий срок работы под руководством опытного педагога-наставника юные конструкторы уже достигли высоких результатов и являются победителями и призерами различных соревнований: «Creativity Robot», федерального окружного соревнования молодых исследователей Центрального Федерального округа «Шаг в будущее, Центральная Россия», Всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее».

Знания,  полученные на занятиях в объединении,  вызывают у учащихся желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. 

Предпрофильная подготовка будущих специалистов является перспективным направлением, поскольку основы необходимо закладывать еще до поступления в учреждение профессиональногообразования. Практика показывает, что занятия в объединении «Роботоехника»направлены не только на развитие творческой личности, но и на развитиекритического мышления, которое может способствовать эффективному развитию конструкторскойдеятельности и инженерной мысли в будущем. Программа профориентационной работыпредусматривает тесное взаимодействие с предприятиями региона иобразовательными организациями среднего и высшего профессиональногообразования. Такое взаимодействие выражается в виде мастер-классов, экскурсий,выполнения тематических проектов по заданию социальных партнеров Центра.

Развитиесистемы образования на современном этапе характеризуется усилением ролидополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональномсамоопределении ребенка. Помочь правильно сделать свой выбор в профессии,подготовиться к экспертному восприятию университетского курса идействительности может довузовское (допрофессиональное) образование.

Именно поэтому юные техники - как будущие студенты факультетов и отделений техническихспециальностей - составят не только сильную конкуренцию абитуриентам безособой, специальной подготовки, но и, без сомнения, могут стать болееподготовленными к профессиональной деятельности.

Таким образом, осуществление целостной системы профильной и предпрофильнойдеятельности в учреждениях дополнительного образовании помогаетсформировать выпускника социально-адаптированным, конкурентно способными востребованным на рынке труда.
 

 

 


Скачать доклад


© РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ
Тел.: +7 (499) 346-71-03
info@raor.ru

Создание сайта: Илья Осипов