Докладчик рассмотрит Лего педагогику как современную педагогическуя систему,сделав упор на деятельность ШИТиР(школы информационных технологий и робототехники).
ЛЕГО – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. В рамках региональной программы развития воспитательной компоненты Оренбургской области одним из приоритетных направлений является кружковая работа научно-исследовательской и инженерно-технической направленности.
На Станции юных техников г.Оренбурга. одним из условий организации обучения является создание у обучающихся установки на самостоятельный поиск через инновационную позицию педагога – сотрудничать и поддерживать инициативу ребенка. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Образовательные решения ЛЕГО преобразуют учебный процесс таким образом, что обучающиеся становятся активными участниками процесса получения знаний, поскольку им понятен прикладной смысл изучаемого и
очевидна цель получения знаний. Образовательные решения ЛЕГО для дополнительного образования направлены на воспитание молодых людей в духе уважения к старшим, к традициям, истории государства, учат детей любить и гордиться своей родиной, вдохновляют на дело служения отечеству с самого раннего возраста. Дети осваивают понятие гражданской и социальной ответственности, соответствующие правила поведения в социуме, данные в перспективе от семьи, улицы, города, страны, мира.
С 2010 года на Станции юных техников действует ШИТиР (Школа информационных технологий и робототехники)
Комплексная программа ШИТиР имеет техническую направленность ,реализуется в учреждении 5 лет. Общее количество выпускников, прошедших обучение 840 человек. В основе обучения обучения - компетентностный подход, предусматривающий использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития технических компетенций обучающихся.
Актуальность комплексной программы ШИТиР обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.
Выпускники ШИТиР получают начальные инженерно-технические умения и навыки, а также овладевают базовыми знаниями программирования.
Принцип обучения в школе - «от простого к сложному». Творческие объединения функционируют по уровням обучения:
1 уровень (учащиеся 1-4 классы): «Лего-лаборатория», «Основы компьютерных технологий», «Маленькие находчивые»;
2 уровень (учащиеся 5-7 классов): «Основы робототехники и программирования», «Мастерская лего-конструирования»;
3 уровень (учащиеся 8-11 классов): «Техническая лаборатория робототехники и программирования», «Графический дизайн».
В рамках деятельности ШИТиР творческие объединения ЛЕГО-конструирования стали одной из таких проектных площадок, где дети имеют возможность проявить свою индивидуальность, реализовать творческие задумки.
Новизна программы ШИТиР заключается в построении содержания на основе такой актуальной педагогической технологии детского научно- технического творчества как образовательная робототехника. Данная технология предполагает решение обучающимися проектных, исследовательских и конструкторских задач по принципу «от идеи к воплощению».
Кроме того, Образовательная робототехника - эффективный педагогический ресурс ФГОС второго поколения, который базируется на системно-деятельностном подходе. При решении научно-познавательных и учебно-практических задач юные исследователи полностью погружаются в обучающую информационную среду.
Инновационная направленность программы ШИТиР обеспечивается формированием ценностных установок на интеллектуальный труд и представлений об ответственности за результаты учебно-исследовательских проектов с использованием высокотехнологического оборудования.
Таким образом, проектные площадки ЛЕГО в рамках ШИТиР - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности детей решать любые задачи творчески. ЛЕГО-технология, бесспорно, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность обучающихся.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ЛЕГО имеют практико-ориентированную направленность и как ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ привлекают детей и подростков к исследованиям в области робототехники, обмену технической информацией и начальными инженерными знаниям.
Появление новых научно-технических идей позволит выпускникам соответствовать запросам времени и найти свое достойное место в жизни.
Библиографический список:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2013 года). – Новосибирск: Норматика, 2013 . – 128 с. – «Кодексы. Законы. Нормы).
2. Региональная программа развития Воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области / авт. Кол. И.И. Буева, А.Н. Моисеева, Ю.А Скляренко – Оренбург: ООДТДМ, 2014. – 68 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
4. Бухмастова У.В., Шевалдина С.Г., Горшков Г.А. Методическое пособие «Использование Лего-технологий в образовательной деятельности» (опыт работы межшкольного методического центра
г. Аши) – Челябинск: РКЦ, 2009. – 59 с.
5. Вильямс Д.; пер. с англ. Карцева А.Ю. Программируемый робот, управляемый с КПК / - М.: НТ Пресс, 2009. 224 с.
6.Кочегаров Б.Е. История и тенденции развития бытовой техники: Учебное пособие – Владивосток: Издательство ДВГТУ, 2006. – 195 с.
7. Материалы всероссийской с международным участием научно- практической конференции «Интернет-технологии в образовании». В 2 частях: Часть 1, Чебоксары, 15 апреля- 19 мая 2012 г. – Чебоксары, 2012. – 241 с.
8. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
9. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей – СПб.: Наука, 2012 – 263 с.
10.Халамов В.Н. и др. Образовательная робототехника во внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие – Челябинск: Взгляд, 2012. – 96 с.
11. Юревич Е.И. Основы робототехники – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ – Петербург, 2007 – 416 с. 20.
12. http://www.membrana.ru – Люди. Идеи. Технологии.
13. http: //www.prorobot.ru – Роботы и робототехника.
14. http://education.lego.com/ru - Робототехника и Образование.